Материалы

16+

Конец «зеленой улице»: какими были бы последствия массового отключения светофоров

Если все 1,7 тысячи светофоров в Москве сломаются одновременно в час пик, а навигаторы перестанут определять местоположение автомобиля, финансовые потери от стояния в пробках составят более 1,715 млрд рублей.

Мы попробовали просчитать последствия массового отключения светофоров и навигаторов в целом городе. С такой проблемой, в частности, столкнулись челябинцы 21 апреля 2018 года, когда в городе отключились светофоры и образовались огромные заторы.

 

 

Все, кто за рулем, хорошо знают, что при неправильно настроенном (короткий «зеленый», длинный «красный») светофоре участок дороги в пару километров можно преодолевать в течение получаса. Ежедневно жители Подольска, Щербинки и новых районов Южного Бутова стоят в многочасовой пробке, причиной которой является один-единственный слишком короткий светофор на пересечении Варшавского шоссе с Расторгуевским. Как показывает практика, один полностью отключенный или мигающий желтым светофор увеличивает время в пути в 3–4 раза.

 

Согласно данным «Яндекс. Пробки», в утренние часы (с 8 до 10) путь от МКАД до Садового кольца занимает по разным трассам в среднем 50–60 минут (минимум 32 минуты). По самым загруженным вылетным магистралям при обычных утренних пробках с работающими светофорами — вдвое больше: путь в центр по Ярославскому шоссе и Проспекту Мира занимает 65 минут, по шоссе Энтузиастов — 70 минут, по Варшавскому шоссе до Люсиновской улицы — 75 минут.

 

Представим себе, что в один момент отключилась подача электричества ко всем светофорам города, а Роскомнадзор в очередной раз промахнулся, блокируя Telegram, и вместо мессенджера отключил все навигаторы. Отключенные светофоры замедлили движение в четыре раза, вариантов объезда водители найти не могут (навигаторы же не работают).

 

Итого среднее время въезда в Москву выросло с часа до четырех, то есть около 1,5 млн человек опоздали на работу как минимум на три часа (по данным ГИБДД, в среднем одновременно в городе выезжают на дороги около 800 тысяч человек, многие подвозят на работу мужа/жену). То есть оказалось потеряно в пробках 4,5 млн часов рабочего времени.

 

Если верить заявлениям мэра Москвы Сергея Собянина, средний реально заработанный доход в столице составляет 64 тыс. рублей в месяц на человека, или в пересчете на один рабочий час — 381 рубль. Таким образом, общий ущерб от стояния полутора миллиона человек в пробках в течение трех часов составит 1,715 млрд рублей, а день простоя повлечет за собой ущерб в 7,5 млрд рублей. 

 

Оценить масштаб потерь бизнеса из-за сорванных сделок, нарушенных сроков поставок, отложенных переговоров и пр. не представляется возможным. Но они явно составят сумму, измеряющуюся миллионами рублей.

 

И это мы не рассматривали тех, кто пострадает от ДТП и вообще не попадет на работу ни в этот день, ни в последующие. Работодателям придется оплачивать им больничные листы, а то и похороны.

 


В штатном режиме в Москве ежедневно случается 200–300 ДТП, при неработающих светофорах их станет в разы больше, то есть 2000–3000. В светофоре есть контроллеры, которые должны при обрыве цепи или перегорании ламп переводить всю светофорную систему на перекрестке на мигание желтым и блокировать одновременное включение зеленых сигналов во всех направлениях (срабатывают они не всегда). При полностью отключенных или мигающих желтым светофорах водители должны, согласно правилам дорожного движения, двигаться так, как будто это нерегулируемый перекресток. То есть водители второстепенной дороги должны уступить тем, кто движется по главной, при отсутствии знаков вступает в силу правило «правой руки» — водитель должен пропустить того, кто находится справа от него.

 

А теперь попробуем представить себя на месте водителя, который ехал с разрешенной скоростью 60–80 км/ч на зеленый сигнал светофора, а потом вдруг увидел мигающий желтый. Сколько нужно времени, чтобы сообразить, по главной дороге ты мчишься или по второстепенной, кто у тебя справа и вообще что делать в этой ситуации. На принятие решения нужно хотя бы 10 секунд, у кого-то реакция более замедленная, кто-то вообще давно позабыл правила. При плотном утреннем движении достаточно одного замешкавшегося, чтобы собрать целый «паровоз», то есть множественное ДТП.

 

Стремящиеся вырваться из «мертвой» пробки, которая неизбежно случится на любом сломавшемся светофоре, будут нарушать ПДД и только увеличат риск новых столкновений. Получится транспортный коллапс, по сравнению с которым 9-балльные пробки на Садовом в Москве в сильный ливень покажутся оживленным движением. Личного состава ГИБДД и МВД не хватит, чтобы выехать на все ДТП, случившиеся одновременно. Из-за этого суды впоследствии окажутся завалены делами о спорных страховых случаях по ОСАГО (фиксирующие дорожные ситуации камеры тоже отключатся вместе со всем электричеством).

 

Служба организации дорожного движения получит такую волну исков от водителей, попавших в аварию из-за отключенных светофоров, что буквально разорится. Даже если все гаишники сдадут в помощь родному ведомству все полученные ими от водителей взятки (под угрозой увольнения и разгона ведомства), этих денег не хватит, чтобы возместить ущерб всем людям, которые пострадают в ДТП при отключении светофоров. Верховный суд РФ уже неоднократно выносил решения о возмещении ущерба пострадавшему в ДТП водителю за счет ведомства, ответственного за содержание дорожной инфраструктуры — системы управления дорожным движением СМЭУ ГУВД. Согласно решению ВС, в частности, был удовлетворен иск на 750 тыс. рублей в случае, когда поломка светофора была обнаружена после аварии (происшествие случилось в Нижнем Новгороде в 2014 году).

 

Развести автомобильные потоки вручную с помощью регулировщиков окажется невозможно, так как после многочасового стояния в пробке водители оставят свои автомобили и отправятся по делам общественным транспортом. В метро, в свою очередь, начнется толкучка, в которой будут задавлены и случайно скинуты на рельсы сотни и сотни пассажиров.

 

Из-за пробок кареты скорой помощи не довезут до больниц тысячи экстренных больных и рожениц, а также водителей, которые пострадают в двух тысячах ДТП. К числу этих жертв добавятся сердечники, которых хватит удар посреди транспортного коллапса, а также пешеходы, сбитые особо нервными водителями в первые минуты катастрофы. Можно предположить, что внезапное отключение всех светофоров в городе ощутимо сократит численность населения столицы и уж точно уменьшит число автомобилистов.

 


Опасаясь повторения транспортного коллапса, они откажутся от владения личным автотранспортом в пользу каршеринговых авто. Многие сменят автомобили на велосипеды, гироскутеры, сигвеи, самокаты, скейты и снегоходы, некоторые пересядут в вертолеты (московским властям придется открыть воздушное пространство над городами для полетов «вертушек»). Доставка грузов будет доверена квадрокоптерам — дроны все-таки научатся летать по заданной траектории, не врезаясь в стену на второй минуте полета. В долгосрочной перспективе мы получим более чистый воздух, уменьшение шумового загрязнения, лучшие дороги благодаря резко уменьшившейся нагрузке и в целом более здоровое население.